ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАХ РАБОТЫ МБОУ ЛИЦЕЯ №104 г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ В СТАТУСЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

01.01.2017

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЭР

Полное наименование

образовательного учреждения

(далее - ОУ)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 104  г. Минеральные Воды

Инновационный статус ОУ

Экспериментальная площадка муниципального  уровня

ФИО руководителя ОУ

Андриенко Наталья Алексеевна

Юридический адрес ОУ

357203 г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 36

Конт. телефон / факс ОУ

8(87922)6-69-30

Кем и когда присвоен статус

опытно-экспериментальной

площадки

Приказ управления образования администрации Минераловодского городского округа № 740 от 09.08.2016 г.

Приказ  директора МБОУ лицей № 104  г. Минеральные Воды об открытии экспериментальной площадки

Приказ «Об организации работы опытно-экспериментальной площадки» № 90.18 от 01.09.2016 г.

Научный

руководитель ОЭР

- Исаков Николай Васильевич, доктор юридических наук, профессор, директор СКФ МГЭУ г. Минеральные Воды

- Лиотвейзен - Карнишина Галина Владимировна, доктор юридических наук, профессор АНОУВО «Российский новый университет» г. Пятигорск

 

Состав  Творческой рабочей  группы по экспериментальной работе (утвержден приказом директора по школе № 90.18 от 01.09.2016 г.)

- Андриенко Н.А., директор школы – руководитель ОЭР;

- Погорелова А.А., заместитель директора по НМР – координатор ОЭР

- члены  Творческой рабочей группы:

Кузьмина Е.А., заместитель директора по УВР,

Кайзер Л.Э., заместитель директора по ВР,

Затонская Г.И., заместитель директора по УВР,

Музашвили И.В., педагог - психолог,

Пискова Е.И., руководитель МО учителей начальных классов,

Ломова Н.А., руководитель МО учителей русского языка и литературы,

Яровая А.В., руководитель МО учителей математики, физики и информатики,

Похожай Э.И., руководитель МО учителей иностранного языка;

Жигальцова И.А., руководитель МО учителей химии, биологии, географии;

Дирина Л.Р., руководитель МО учителей истории, обществознания, права, экономики, краеведения, МХК;

Верхова Е.Н., руководитель МО учителей технологии, музыки, ИЗО;

Селезнева И.Б., руководитель МО классных руководителей.

Тема ОЭР

Организация неформальных процедур оценки качества образования в лицее через внутренний аудит

Срок действия статуса

2016 г. - 2019 г.

Цель I этапа

  • переход от аналитико-проектировочного этапа к практическому развёртыванию эксперимента.
  • Разработка модели внутреннего аудита для проведения неформальных процедур оценки качества образования в лицее.

Задачи I этапа

1. Разработать  элементы модели организации внутреннего аудита.

2. Скорректировать и обосновать слабые стороны модели.

3. Разработать формы диагностики эффективности и  оценки процедуры внутреннего аудита для развития образовательного учреждения

 

Продукты деятельности на I

этапе

 

1. Модель организации внутреннего аудита в образовательном учреждении как средства оценки качества образования.

2. Методические материалы для организации внутреннего аудита в образовательном учреждении

Содержание деятельности в рамках I этапа:

Организационно-нормативная

1. Деятельность творческой рабочей группы  по теме  ОЭР, разработке локальных актов.

  1. Проведение в течение  2016 – 2017 учебного года
  • Методического совета по теме «Экспериментальная деятельность в школе: взгляд учителя и ученика» (август  2016 г.)
  • Педагогического совета   по теме: «Развитие профессиональных компетенций педагогов как фактор достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС »(август 2016 г.)
  • Педагогической лаборатории  по теме: «Соотношение целей в ОО в области качества образования с государственным заказом, требованиями ФГОС» (октябрь 2016 г.)
  • Круглого стола «Организация неформальных процедур оценки качества образования в лицее через внутренний аудит» (ноябрь 2016 г.)
  • Педагогического совета   по теме: «Управление качеством образования: проблемы и перспективы» ( январь 2017 г.)
  • Приказ директора МБОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды о создании творческой рабочей группы по  обеспечению координации работы по созданию ВСОКО
  • Положение об муниципальной  экспериментальной площадке МБОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды
  • Программа муниципальной экспериментальной площадки по теме «Организация неформальных процедур оценки качества образования в лицее через внутренний аудит»
  • Положение о мониторинге качества образования МБОУ лицей 3 104 г. Минеральные Воды
  • Политика МБОУ лицея № 104 г. Минеральные Воды в области качества образования
  •  Положение о портфолио обучающегося.
  • Положение о  творческой рабочей  группе
  • Положение о педагоге-исследователе.
  • План работы творческой  рабочей группы педагогов-участников эксперимента.
  1. Разработка и утверждение локальных актов:

 

Методическая

  1. Проведение в течение  2016 – 2017 учебного года
  • круглого стола совместно с  МГЭУ  по теме: «Потенциал взаимодействия лицея № 104 с вузами Ставропольского края» (февраль 2017 г.)
  • муниципального семинара для заместителей директора по УВР МГО по теме «Система дополнительного образования как одно из направлений повышения качества образования» (март 2017 г.)
  • муниципального  мастер-класса  для начальников лагерей ГМО  по теме «Роль дополнительного образования в организации досуговой деятельности учащихся» (май 2017 г.)
  1. Проведение в течение 2016-2017 учебного года мониторинговых исследований по направлениям  эксперимента и отслеживание результатов экспериментальной работы через систему наблюдения, диагностических срезов, тестирования.
  • Подготовлены вопросники по изучению уровня удовлетворенности обучением в лицее учащихся   4-9-11-х классов, родителей, учителей.
  • Проведен социальный опрос «Уровень удовлетворенности преподаванием в лицее»  среди учащихся 4,9,11 классов и их родителей

 

Образовательная

 

1. Подготовка и проведение школьной научно- практической  конференции учащихся, посвященной Году экологии;

2. Подготовка и проведение музейных уроков потеме «История Кавказских Минеральных Вод в истории лицея»;

3 Участие учащихся лицея в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, мероприятиях на уровне округа, края , России.

Взаимодействие с

профессиональным

сообществом

 

1. Участие в региональных конференциях.

2. Взаимодействие с другими ОУ Минераловодского городского округа по

проблемам ОЭР.

 

Информационная

 

1. Информационное обеспечение хода ОЭР на сайте лицея  и публикаций по ее теме.

 

Основные социально-значимые результаты деятельности в рамках I этапа:

 

на уровне ОУ

 

1. Активизация методической и инновационной деятельности учителей.

2. Систематическая реализация мониторингового подхода к контролю качества знаний учащихся с учетом образовательных стандартов по предметам и ориентацией на независимую аттестацию в рамках ЕГЭ,  ОГЭ, ВПР

3. Систематическая реализация мониторингового

подхода к контролю качества внеучебных составляющих деятельности школы.

4. Оценка эффективности процедуры внутреннего аудита для развития образовательного учреждения.

 

на уровне муниципальной

образовательной системы

 

1. Приобщение к опыту профессионального

сообщества посредством участия в муниципальных мероприятиях.

2. Рост активности в использовании потенциала виртуальных профессиональных сообществ.

 

Планируемая деятельность на II этапе

Планируемая деятельность на II этапе

 

1. Создание ресурсной базы и комплекса

методических материалов по реализации ОЭР и тиражированию опыта.

2. Оформление и научно-методическое описание модели внутреннего аудита оценки качества образования в школе.

3. Расширение социального партнерства и

взаимодействия с профессиональным сообществом в рамках конференций, семинаров, круглых столов, публикаций по проблемам ОЭР в частности и оценки качества образования в целом.

 

 2. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА I ЭТАПЕ

  1. Нацеленность ОЭР на решение актуальных педагогических проблем, стоящих перед педагогическим коллективом, их направленность на развитие личности педагога и ученика.

В целях развития образовательного пространства,  стимулирования инновационных процессов с 1 сентября 2016 г. на базе МБОУ лицея №104 г. Минеральные Воды была открыта муниципальная экспериментальная  площадка  по теме: «Организация неформальных процедур оценки качества образования в лицее через внутренний аудит» (приказ управления образования администрации Минераловодского городского округа  «Об организации инновационной и экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Минераловодского городского округа в 2016-2017 учебном году» № 740 от 09.08.2016 г.).

        В рамках инновационной деятельности лицея в августе 2016 г.    были проведены заседания творческой рабочей группы по экспериментальной работе, методического совета по теме «Экспериментальная деятельность в школе: взгляд учителя и ученика»,  педагогического совета   по теме: «Развитие профессиональных компетенций педагогов как фактор достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС», на которых  был разработан и утвержден  план экспериментальной работы, согласно которому в 2016-2017 учебном году коллектив лицея  приступил к реализации  I этапа (подготовительного).

На  данном этапе были поставлены следующие задачи экспериментальной работы:

  • определение основных приоритетов в содержании методической работы для решения выявленной проблематики ОЭР;
  • организация целенаправленной работы по изучению  инноваций по проблеме ОЭР;
  • создание творческой рабочей группы педагогов для осуществления ОЭР;
  • организация курсовых мероприятий, семинаров, конференций, консультаций для  повышения квалификации педагогических кадров с целью  овладения ими знаниями и умениями по реализации внутреннего аудита;
  • разработка нормативных локальных документов, регламентирующих проведение ОЭР.

Разработаны и утверждены следующие программно-методические материалы:

  • Приказ директора МБОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды о создании творческой рабочей группы по  обеспечению координации работы по созданию ВСОКО
  • Положение об муниципальной  экспериментальной площадке МБОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды
  • Программа муниципальной экспериментальной площадки по теме «Организация неформальных процедур оценки качества образования в лицее через внутренний аудит»
  • Положение о мониторинге качества образования МБОУ лицей 3 104 г. Минеральные Воды
  • Политика МБОУ лицея № 104 г. Минеральные Воды в области качества образования
  •  Положение о портфолио обучающегося.
  • Положение о  творческой рабочей  группе
  • Положение о педагоге-исследователе.
  • План работы творческой  рабочей группы педагогов-участников эксперимента.

 

В 2016-2017 учебном году в рамках экспериментальной деятельности работала   творческая рабочая группа по 4 направлениям, охватывающим ОЭР:

 

Направление  работы творческой рабочей  группы

Какие задачи были поставлены

Результат по итогам года

1. Применение метода проектов в обучении  учащихся

Повысить уровень самостоятельной творческой учебной работы обучающихся.

Создание оптимальных условий для формирования ключевых компетентностей  школьников.

Участие в проектно-исследовательской деятельности. Представление ученических проектов на конкурсах различных уровней.

Обобщение опыта работы учителей по применению метода проектов

 2. Активные методы обучения и воспитания во внеурочной деятельности

Создание максимального разнообразия возможностей для развития личности учащихся. Совершенствование работы по формированию модели выпускника начальной, основной  школы через внеурочную деятельность.

Расширение возможностей внеурочной деятельности. Рост количества учащихся, участвующих в различных конкурсах и творческих (спортивных) мероприятиях.

Обобщение опыта работы учителей.

3. Мониторинговый подход в управлении качеством образования

Повышение профессиональной компетентности учителей в осуществлении неформальных процедур  мониторинга качества образования

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Сотрудничество с вузами края

4.Внедрение интерактивных форм самообразования педагогов.

Повышение уровня готовности педагогов к внедрению инноваций.

Повышение творческой активности педагогов.

Внедрение активных форм взаимодействия педагогов с целью повышения их профессиональной компетентности.

Участие в вебинарах по проблемам общего образования как форма повышения профессиональной компетентности учителей

 

 

В течение 2016-2017 учебного года на заседании  творческой рабочей   группы педагогами-экспериментаторами  была изучена для использования в экспериментальной деятельности лицея следующая методическая  литература:

  1. Бахмутский  А.Е.  Мониторинг  школьного  образования:  проблемы  и  решения. СПб.: КАРО, 2009.
  2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. - Волгоград: Учитель. 2011.-91с.
  3. Попова Г.П. Мониторинг качества учебного процесс: принципы, анализ, планирование.- Волгоград: Учитель, 2010.-124с.
  4. Поташник М.М. Управление качеством образования., М.2012.
  5. Северина О.А. Мониторинг образовательной деятельности педагогов в условиях новой системы оплаты труда. - Волгоград: Учитель, 2013.-206с.
  6. Сб. под редакцией А.Ф. Золотухиной .Экспериментальная деятельность в образовательных учреждениях Ставропольского края, Ставрополь, 2007г.
  7. В.Н.Гуров, Т.П.Романенко, Ф.Н.Страчкова  Инновации в образовании: понятие. Сущность и реализация, Ставрополь, 2010 г.

Учителя- экспериментаторы  также  достаточно успешно использовали новую, интерактивную,  форму самообразовательной работы: участвовали в вебинарах по проблемам общего образования на нескольких площадках:

-     образовательный проект «Инфоурок» (г.Смоленск);

- всероссийский образовательный ресурс «УчМет»

   (учебно-методический портал ООО «Издательства «Учитель»

  г. Волгоград);

- портал информационной поддержки руководителей ОО «Менеджер

  образования» (г. Москва);

- специализированный портал учебно-методической литературы

   «УчМаг» (г. Москва).

В течение 2016-2017 учебного года творческой рабочей группой по реализации  экспериментальной работы  лицея  были выработаны следующие теоретические положения по теме эксперимента.

Качество  образования  выступает  обобщенной  мерой  эффективности функционирования образовательной системы школы.  Качество образования  -важнейший  показатель  успеха  школы  и  поэтому  управление  им  становится приоритетным в работе администрации ОУ. В связи с этим возникает острая необходимость в способности, во-первых, самостоятельно и объективно оценивать качество образования, предоставляемого школой, а во-вторых, - управлять изменением этого качества. Организовать подобный мониторинг, внутренний аудит, означает поставить во главу регулярное изучение потребностей социума и профессионального сообщества в образовательных и методических услугах.

Процедура внутреннего аудита для оценки качества образования в нашем понимании - вид деятельности по информационному обеспечению процесса управления образовательным учреждением, основанный на систематическом, стандартизированном изучении состояния основных процессов, условий и результатов их осуществления в деятельности образовательного учреждения.

Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образования. Объемы текущей и срезовой информации в школе огромны. Заместители руководителя, психологи, социальные педагоги проводят различные исследования, анкетирования. Собранная информация анализируется, доводится до сведения коллектива, обсуждается на педагогических советах. На основе этих данных принимаются соответствующие решения.

Целью внутреннего аудита является поддержание внутришкольного стандарта качества образования, который соотносится с общероссийскими и региональными стандартами качества образования, тенденциями развития образования, процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.

Недостатками традиционного подхода в образовании является преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.

Необходима переориентация контроля на оценку способности учащихся применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях, использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно- ориентационных и коммуникативных задач и проблем, т.е. на развитие УУД, которые находятся в прямой зависимости от состояния всех сфер деятельности ОУ - материальной, организационной, духовной, гуманитарной.

Особенностью внутреннего аудита является его «неформальный» характер, т.е. инициируется и организуется весь комплекс контрольно-диагностических мероприятий «изнутри», без внешнего «заказа» или руководящего распоряжения, т.е. подразумевается осознание администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения своей ответственности за обеспечение качества образования и принятие таких решений, которые обеспечили бы положительную динамику по всем показателям своей деятельности.

На I  этапе ОЭР основное внимание было уделено организационно-

диагностическому аспекту внутреннего аудита. Получены результаты и продукты, стимулирующие дальнейшее развитие и реализацию как собственного потенциала, так и возможностей внешней среды.

Проводился социальный опрос  учащихся 4,9, 11 классов и их родителей. В анкетировании приняли участие в общей сложности 192 учащихся, 179 родителей. Диагностирование проводилось с целью выявления динамики развития личности учащихся, их запросов и отношения к учебно-воспитательному процессу.

Были получены следующие результаты:

-  Большинство учащихся посещают школу с целью получения прочных знаний и подготовки к будущей профессии, к поступлению в вуз, при этом чувства и настроение  у большинства учащихся, идущих в школу, не всегда одинаково хорошие;

- В организации учебных занятий учащимся нравится их разнообразие, ответственность и доверие со стороны учителя, чёткая организация занятий, объективная оценка знаний; не нравится заучивание, натаскивание, однообразие занятий, а также то, что многое делает сам учитель.

- 80% родителей 4,9,11 классов   лицея № 104 считают, что школа должна давать общекультурный кругозор, 66% опрошенных полагают, что благодаря обучению в лицее  их дети  овладели  умением пользоваться знаниями для решения жизненных задач, для  77% родителей  важным является умение детей учиться самостоятельно, они  уверены, что именно лицей должен учить ребенка правилам поведения и давать подготовку к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности,  85 % родителей ожидают от лицея помощи в выявлении и развитии способностей  детей,  сохранении и укреплении здоровья учащихся,  87% родителей ожидают также от лицея прочных знаний по предметам.

- По результатам опроса уровнем знаний своего ребенка полностью удовлетворены 74% родителей 4,9,11 классов, 68% опрошенных  считает интенсивность учебной нагрузки большой, но оправданной.

- Преподаванием большинства предметов полностью удовлетворены 69% опрошенных учащихся. Доступностью дополнительных образовательных услуг вполне удовлетворены 62% опрошенных учащихся.

- Исследование ценностных приоритетов учащихся 4,9,11 классов показало, что крепкое здоровье является важным для 61% опрошенных, к материальному благополучию стремятся лишь 42% опрошенных, , карьера и материальное положение прельщает 45% опрошенных, интересная работа важна для 54% опрошенных, интеллектуальное развитие и образование важны для 68% учащихся, благополучие и процветание России является важным для 81% опрошенных, 78% хотели ли бы в дальнейшем жить в России.

По результатам проведенного мониторинга можно сделать следующие выводы:

  • реализацией учебной составляющей  образовательного процесса удовлетворена большая часть его участников. Однако исследование показало, что 64% учащихся 9, 11 классов отметили, что не хватает времени на приготовление домашних заданий, но при этом 47% девятиклассников сообщили, что они тратят на выполнение домашних заданий не  более 2-х часов. Это еще одно направление исследований для следующего этапа работы: как  проводится  учащимися и на что тратится оставшееся время после школы.
  • к проблемным точкам в лицее необходимо отнести несоответствие ожиданий учащихся с ожиданиями их родителей по некоторым критериям, поскольку несовпадение в запросах приводит в первую очередь к неудовлетворенности результатами.
  • Анализ итогов анкет свидетельствует о том, что необходимо совершенствовать методическую работу по повышению уровня профессионализма педагогов, сделав акцент на применение разнообразных форм и методов проведения занятий, способствующих мотивации учащихся на самостоятельную поисковую деятельность.

 

В ходе 1 этапа  экспериментальной работы спроектированы  также инновационные подходы к процессу обучения:

- Созданы  условия для повышения профессионального уровня педагогов и качества  образования на основе современных подходов к процессу обучения (участие в вебенарах, конкурсах профессионального мастерства, обучение на дистанционных курсах и т.д.)

- Изучается  инновационный опыт педагогов по использованию наиболее эффективных форм и методов работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;ОГЭ; ВПР

- Совершенствуется модель внутрифирменного обучения  по совершенствованию творческого потенциала учителя и его инновационной культуры. С этой целью проводятся различные диагностические исследования, позволяющие сделать вывод о наличии творческого потенциала учителей и о путях развития инновационной культуры учителя.Хочу такой сайт

Проводилось анкетирование коллектива учителей. Диагностика проводилась с целью определения профессиональной компетентности, способности к саморазвитию, самообразованию педагогов школы. Были получены следующие результаты:

  • Профессиональная компетентность коллектива в целом составляет 67%;
  • Способность к саморазвитию, самообразованию педагогов школы   выше среднего уровня (60% педагогов имеют  выше среднего   уровень способности к саморазвитию, самообразованию)

Анализ итогов анкетирования свидетельствует о необходимости продолжения  работы по повышению профессиональной компетентности, способности педагогов к саморазвитию, самообразованию.

Организация внутреннего аудита связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации. Внутренний аудит, являясь основанием для принятия решений о сохранении или пересмотре какого-либо способа действий или поведения, сам становится областью принятия решений.

Работа на I этапе для обеспечения эффективности внутреннего аудита выявила ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация:

  • полнота;
  • адекватность;
  • объективность;
  • точность;
  • своевременность;
  • доступность;
  • непрерывность;
  • структурированность;
  • специфичность для каждого уровня.

В 2016/2017 г. педагогическим коллективом был осуществлен выход за традиционные рамки внутришкольного контроля, сосредоточенного на образовательных результатах без учета той среды и условий, в которых эти результаты демонстрируются.

Другими словами, в систему мониторинговых мероприятий была включена оценка таких показателей качества образования в школе, как качества образовательного процесса, качества управления.

Вводя понятие «качества» как ключевого критерия для оценки образовательного процесса всех его составляющих, мы обязуемся:

• во-первых, включить в перечень объектов внутреннего аудита все те результаты, ресурсы, условия, которые, согласно государственным документам (ФГОС, Закон обобразовании в РФ и др.), определяют присутствие этих объектов в образовательном процессешколы, а следовательно, и структуру внутреннего аудита;

• во-вторых, измерять в процессе внутреннего аудита не просто уровень или динамику процессов, но «степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть» (в соответствии с определением понятия «качество» в социальных системах).

 

2. Описание продуктов опытно-экспериментальной деятельности, готовых к использованию в практической деятельности образовательных учреждений Минераловодского городского округа.

 

Модель организации внутреннего аудита в образовательном учреждении как средства оценки качества образования

 («Модель ВАКО 4x4»)

Главной задачей внутреннего аудита качества образования является своевременное обеспечение администрации и педагогического коллектива информацией, необходимой для принятия управленческих решений и решения различных педагогических задач с учетом деятельности образовательного учреждения.

Модель организации внутреннего аудита качества образования на этапе разработки и внедрения показала, что общее финансирование системы играет далеко не главенствующую роль в достижении качества образование. Стабильно влияют  на качество результатов образования в школе три фактора:

• качество подготовки учителей и правильный отбор преподавательских кадров;

• постоянное повышение квалификации учителей, обеспечение эффективности, разнообразие форм и поддержка начинающих учителей;

• постоянное отслеживание результатов (мониторинг прогресса) каждого

обучающегося, четкие стандарты ожидаемых результатов.

ОЭР выявила цепь причинно-следственных связей: «качество управления – качество функционирования объекта управления – качество создаваемого продукта /услуги». Таким образом, качество управления определяется тем, насколько полученные результаты соответствуют целям деятельности. В то же время качество управления характеризуется и качеством процессов управленческой деятельности: научностью применяемых методов управления, прогрессивностью средств управления, профессионализмом аппарата управления.

Если рассматривать ФГОС как основу для выделения существенных признаков качества образовательной системы школы, то получается, что три группы требований в Стандартах определяют три направления внутреннего аудита как соответствующие трем группам критериев оценки качества образования:

• оценка качества образовательных результатов, достигаемых школой;

• оценка качества условий образовательной деятельности;

• оценка качества управленческой деятельности.

Наша модель подразумевает еще более широкий взгляд, хотя и значительно более трудоемкий, на аспекты деятельности школы, подлежащие анализу как ключевые для оценки качества образования в ней.

Модель охватывает 4 блока мониторинговых исследований, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. Каждый из них включает четыре категории составляющих, неразрывно связанных с деятельностью образовательного учреждения и ориентированных на достижение качества образования. При необходимости модель может быть конкретизирована. Каждый блок распадается на целый комплекс мероприятий – диагностических, оценочных, рефлексивных и прогностических с применением широкого круга средств (формы, анкеты и т.д.). По каждому показателю рассчитываются уровневые показатели.

 

Модель ВАКО 4x4

(внутренний аудит качества образования по 16 категориям)

 

Педагогический мониторинг

1. Качество образовательного процесса

2. Качество образовательных результатов

(предметная обученность,  метапредметные результаты, личностные достижения)

3. Качество профессиональной

компетентности педагогов

4. Качество методической работы в школе

 

Финансово-хозяйственный мониторинг

1. Качество условий образовательной

деятельности

2. Финансовые и нефинансовые результаты

деятельности

3. Степень удовлетворенности условиями

участников образовательного процесса

4. Проблемное поле

 

Управленческий мониторинг

1. Роль администрации в разработке

политики и стратегии школы

2. Менеджмент процессов

3. Кадровая политика и рейтинговая

система

4. Качество управленческой

компетентности администрации

 

Социально-информационный

мониторинг

1. Партнерство и проекты в социуме

2. Дальнейший образовательный маршрут

выпускников

3. Образ школы в СМИ

4. Качество внеурочной деятельности и ее

информационного освещения

 

 

 

  1. Влияние ОЭР на повышение эффективности следующих аспектов деятельности школы и муниципальной  системы образования в целом:

 

  • учебно-методического: I этап ОЭР доказал, что при внедрении любого инновационного продукта важно придерживаться разработанного механизма, но также гибко реагировать на необходимость внесения текущих корректив; важнейшими условиями являются формирование инновационной культуры педагогов, применение ими инновационных технологий обучения, готовность и способность к организации участия школьников в образовательных и социально-ориентированных инновационных проектах.
  • организационного:  I этап ОЭР показал наличие в педагогическом коллективе администраторов, способных возглавить данное направление деятельности школы, глобальный характер работы подтвердил необходимость использования образовательного потенциала профессиональных и социальных партнеров, осуществления непрерывной информационной, методической и технической поддержки обучающихся и учителей.
  • правового: I этап ОЭР показал, что нормативно-правовые условия могут быть созданы в процессе реализации инновационного продукта по мере необходимости усилиями руководителя и администрации ОУ с учетом действующих государственных и муниципальных  нормативных актов в области образования и инноваций, а организация того или иного направления в деятельности ОУ требует соответствующего положения или иного локального акта.
  • финансово-экономического: I этап ОЭР не выявил нестабильности данного характера, но показал потребность в дальнейших затратах ради достижения поставленной цели.
  • кадрового: выявлена общая готовность творческой рабочей группы педагогов- экспериментаторов к инновационной деятельности, распространению опыта среди коллег; отмечен рост активности в инновационной деятельности среди молодых педагогов; за счет энтузиазма и высокого качества подготовки педагогов-экспериментаторов были преодолены негативные последствия потери необходимых штатных единиц для реализации ОЭР.
  • материально-технического: при общем удовлетворительном состоянии материально - технической базы выявилась недостаточная оснащенность оборудованием, пригодным для использования в рамках экспериментального компьютерного тестирования.

Влияние ОЭР на развитие личности педагога и ученика: проведенные в течение года анкетирования показали рост заинтересованности в развитии собственного потенциала на 39% среди педагогов и  на 27% среди учащихся; рост удовлетворенности от своей деятельности на 21% среди педагогов и на 32% среди учащихся.

 

4. Транслируемость опыта и востребованность продуктов ОЭР педагогической общественностью Минераловодского городского округа

Инновационные продукты тиражируются следующими способами:.

  • Ведется информационная поддержка ОЭР на сайте школы.
  • На II этап (2017- 2018учебный год) запланирован круглый стол / семинар по проблемам оценки качества образования.

Исходя из результатов ОЭР на I этапе, представляется, что имеющиеся инновационные продукты тиражируются и воспроизводятся как в готовом виде, так и в трансформированном, в зависимости от возможностей, статуса и целей конкретного ОУ

  1. Оценка процесса опытно-экспериментальной деятельности

 

сильные стороны проведенной работы

 

слабые стороны проведенной работы

 

Опора на многолетний успешный опыт

ОЭР, в том числе по вопросам

здоровьесбережения и организации

образовательного процесса.

Опора на опыт взаимодействия в социуме с родительской общественностью, с учреждениями дополнительного образования.

Высокий профессиональный уровень

кадрового состава.

Полноценное использование имеющейся материально-технической базы.

Высокие образовательные и творческие достижения обучающихся.

Гибкий менеджмент.

Широта использования образовательными учреждениями виртуального пространства.

 

Избыточная профессиональная нагрузка педагогов.

Небольшое количество ОУ в Минераловодском городском округе,

разрабатывающих сходную проблематику (особенности государственного заказа на инновационную деятельность).

Недостаточное представление

методической продукции в Интернете

Недостаточное  пополнение банка

диагностических заданий.

 

затраты

 

результаты

 

Ознакомление с новым педагогическим опытом.

Экспертная поддержка со стороны

социальных партнеров.

Внедрение инноваций в ходе ОЭР.

 

Благоприятная социально-экономическая конъюнктура.

Наличие на рынке образовательных услуг свободных перспективных ниш.

Положительная динамика качества образования.

Рост удовлетворенности родителей

спектром и качеством образовательных услуг.

 

препятствия

 

риски

 

потери

 

Неоднозначное отношение

педагогического коллектива

к действующей системе

оценки профессиональных

качеств.

Нестабильное состояние

системы итоговой

аттестации.

Недостаточный охват всех участников

образовательного процесса

ресурсами сети Интернет.

Большой процент творческих конкурсов, олимпиад, соревнований краевого, российского и международного уровней  осуществляются на платной основе, что ограничивает возможность участия в них учащихся

 

Отток ряда педагогов от

инновационной

деятельности.

Снижение

заинтересованности

учащихся в высоких

результатах

диагностических работ.

Недостаточная

положительная динамика

образовательных

результатов.

Недостаточный уровень

компетентности педагогов в обеспечении условий для реализации индивидуально-

ориентированного,

социально-направленного

образовательного процесса

Снижение процента

участников творческих и т.п. конкурсов.

 

Потеря необходимых

штатных единиц для

реализации ОЭР

Увеличение стоимости

основных материальных

ресурсов.

Отток ряда учащихся в иные ОУ (миграция в другие регионы РФ).

 

6. Оценка включенности субъектов образовательного процесса в экспериментальную деятельность.

  • участники ОЭР: 520 чел.
  • педагогов:  18 чел.
  • учащихся:  257чел.
  • родителей: 245 чел.
  • социальные партнеры: в совместном педагогическом совете по проблемам ОЭР участвовали  представители вузов: Фармакадемии, МГЭИ.

 

Следует отметить, что задачи, поставленные перед первым этапом проведения эксперимента, выполнены полностью, результаты работы имеют высокую практическую значимость, что даёт право указать на необходимость продолжения исследования по данной теме. Тема экспериментальной работы должна развиваться и дальше.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.11.2018

Дата обновления: 27.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».